ДНК дельфина раскрыла тайну эволюции мозга

brain, science

ДНК дельфина раскрыла тайну эволюции мозга 09:46, Пятница, 29 июня 2012

Исследователи разобрали ДНК дельфинов, и определили те части генома, которые ответственны за рост объема мозга. Интеллектуальные способности дельфинов достаточно изучены, а по соотношению объема мозга они находятся на втором месте после человека, и опережают даже шимпанзе. По сравнению с предками дельфинов, из мозг увеличился в три раза.

Исследователи сравнивали последовательности ДНК десяти тысяч белок-кодирующих генов у дельфинов с ДНК у других млекопитающих. Затем была математически смоделирована скорость эволюции отдельных генов и генома в целом. Это пролило свет, на какие гены влияла эволюция в первую очередь, а какие гены накапливали случайные мутации.

Внутри выборки из 10000 генов удалось обнаружить 228 генов, мутации в которых создали современных дельфинов. 27 генов оказались связаны с центральной нервной системой. Среди них были и те, которые имеют важное значение у человека в регулировании процессов сна, запоминания информации, образования синаптических связей и сложных когнитивных функциях.

Некоторые из обнаруженных генов участвовали в создании "энергетической базы": работе митохондрий и метаболизме глюкозы, в развитии легких и сердечно-сосудистой системы. По мнению учёных, изменения в последовательности таких генов могут быть связаны с тем, что у китообразных развился очень сложный мозг, так как он требует большого энергопотребления.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B

Ученые из Японии с помощью магнитно-резонансной томографии и программного анализа смогли правильно определить зрительные образы, возникающие у человека в сновидениях.

Что подтолкнуло млекопитающих к моногамии?

Успехи современного естествознания, особенно в области расшифровки генома и устройства мозга, подтолкнули к поиску ответов на старые, казалось бы, риторические вопросы. Что сделало человека человеком? Или почему основной социальной моделью отношений стала моногамия? Научному сообществу, занятому в гонке естествознания, заполняющему пробелы в наших представлениях о реальности, захотелось внести конкретику в вопрос отношений. На страницах ScienceNow и Nature News описываются основные версии происхождения моногамии.

Японские ученые научились читать сны

Экономику США планируют спасти налогом на марихуану

Конгрессмены США от партии демократов выступили с инициативой по декриминализации марихуаны на всей территории америки. Раньше подобные законы, например по использованию марихуаны в медицинских целях, поддержали только 40% штатов, но теперь основная мысль законопроекта, это возможность заработать денег в бюджет за счёт налогов с продажи этого растения.