ДНК выступила как сборщик наноструктур

science, dnk

ДНК выступила как сборщик наноструктур 10:22, Вторник, 14 августа 2012

ДНК – полимерная молекула и основа жизни, раньше считалось что её программный код подходит только для биосинтеза белков, но исследователи из США и Китая расширили её способности — им удалось заставить ДНК управлять синтезом и небиологических структур. Алгоритм придуманный учёными, открывает широкие возможности для получению новых наночастиц с заданными свойствами.

Учёные использовали ДНК в качестве основы, управляющей сборкой наночастиц и ранее, благодаря программируемости ДНК – комбинированию последовательности нуклеотидов. Если к наночастицам добавить ДНК, она связывается с ними селективно, образуя связи, способствующие объединению наночастиц в новые структуры с заданными свойствами.

Ранее не было систематических исследований, изучающех зависимость первичной структуры ДНК (последовательность нуклеотидов) на строение образующихся наноструктр. Йи Лю (Yi Lu) из Университета Иллинойса решил восполнить этот пробел, разработав «наногенетический код», управляющий образованием металлических наночастиц нужной структуры. Новый код напоминает генетический код, по которому обычно происходит синтез белка.

Учёные из комманды Лю получали структуры, инкубируя призматические нанокристаллы золота с различными последовательностями ДНК, после чего в систему добавляли восстановитель – гидроксиламин и соль золота – для инициирования роста наночастиц. Формы наноструктур, образующихся в результате такого процесса, изучали с помощью сканирующей электронной микроскопии и просвечивающей электронной микроскопии.

Учёные обнаружили, — каждый из нуклеотидов ДНК обеспечивал формирование строго определенной формы. Полиадениловые фрагменты ДНК приводят к образованию круглых наночастиц с неровной поверхностью, политимиловые – к образованию шестиконечных нанозвезд; полицитозиловые – к образованию круглых наночастиц с ровной поверхностью и полигуаниловые – к образованию шестиугольников, а комбинация двух оснований позволяет получать сочетание форм. Например участки ДНК, содержащих аденин и тимин, образовывали скругленные звезды.

Специалист по самоорганизации ДНК из Университета Аризоны Хао Ян (Hao Yan), считает, что работа Лю является прорывом в нанобиотехнологии. Метод демонстрирует возможность применения генетического кода для синтеза наноструктур. Ян полагает, что исследователи из группы Лю сделали первый шаг, и по мере изучения более сложных нуклеотидных последовательностей будут обнаружены новые закономерности.

Angew. Chem., Int. Ed., 2012, DOI: 10.1002/anie.201203716